Итоги 2016 года для торговой недвижимости Москвы: коротко о главном

Итоги 2016 года для торговой недвижимости Москвы: коротко о главном

В Москве за 2016-й год было введено около 500 тыс. кв. метров торговой недвижимости. Это, по подсчетам аналитиков рынка коммерческой недвижимости, примерно на 11 процентов меньше, чем в 2015-м. Всего же в России торговая недвижимость в течение года приросла суммарно на 1,4 млн. кв. м и насчитывает теперь порядка 20 млн. кв. м.

По этому показателю наша страна лидирует в Европе, однако отстает от многих других государств по обеспеченности населения торговыми «квадратами»: у нас на 1000 человек приходится около 140 кв. м, а, например, в Норвегии — более 900 кв. м.

В 2016 году в Москве открылись 8 крупных торгово-развлекательных центров, в том числе «Океания», «Ривьера», «Хорошо». Их заполняемость арендаторами на момент пуска достигала 60–80 процентов (годом раньше в новых ТЦ она составляла только 30–50 %).

Снизилась доля вакантных площадей и в сегменте стрит-ритейла. Причем в историческом центре столицы — на Кузнецком мосту, Покровке и др., структура арендаторов начала меняться: эти улицы покидают магазины непродовольственного сектора, а на смену им приходят кафе и рестораны. Специалисты отмечают рост трафика на улицах, которые входят в пешеходную зону, и на тех, что были подвергнуты реконструкции в рамках программы «Моя улица». Аренда торгового помещения на Народного ополчения.jpg

Стабильным спросом пользуются торговые площади формата стрит-ритейл, особенно поблизости от метро и в проходных местах в спальных районах. Они весьма востребованы у продуктовых ритейлеров сегмента от «эконом» до «средний», дискаунтеров и рестораторов сетей фаст-фуда. А в сегменте премиум есть интересные предложения коммерческих помещений в новых элитных жилых комплексах.

В то же время сохраняющаяся непростая ситуация в экономике страны не способствует росту покупательского спроса населения на товары и услуги. В конечном итоге это негативно влияет на бизнес мелких и средних предпринимателей (вплоть до их ухода с рынка); заставляет крупных ритейлеров корректировать программы развития сетей; собственников торговых площадей — вести конкурентную борьбу за арендаторов, зачастую идя с ними на компромисс; а девелоперов — переносить сроки сдачи новых торговых объектов или приостанавливать начало их строительства. Кроме того, с введением санкций существенно снизился интерес иностранного капитала к инвестированию в России. Аренда торгового помещения в ЖК Литератор

Поэтому, если говорить о перспективах торговой недвижимости на 2017-й год, то, пожалуй, не стоит ожидать значительного ее прироста — как в Москве, так и в России в целом.