Куда уходит стрит-ритейл премиум-класса?

Тенденция последнего времени в стрит-ритейле Москвы такова, что на главных торговых улицах (Арбат, Маросейка, Остоженка, Покровка и др.) растет количество пустых помещений, которые некогда занимали бутики и элитарные рестораны, в то же время спальные районы и небольшие улицы во всех округах активно осваиваются сетевыми ритейлерами, предлагающими ассортимент товаров в низкой ценовой категории.
По оценке специалистов рынка, в среднем доля вакантных помещений в знаковых торговых коридорах достигла почти 12%, причем в самом престижном из них — Столешниковом переулке — она превысила 20 процентов, а на Садовой-Кудринской улице достигла 30 процентов. Искать другие площадки для ведения бизнеса многих предпринимателей заставляют сложившиеся здесь чрезвычайно высокие арендные ставки.

Уход арендаторов из имиджевых объектов стрит-ритейла премиум-класса объясняется прежде всего снижением прибыльности бизнеса, что, в свою очередь, обусловлено повышением издержек и спадом покупательской активности. Особенно это касается непродовольственного сектора. Впрочем, несколько приостановили рост вакантности помещений такие меры арендодателей, как снижение арендных ставок и переход при расчетах в рублевую зону.
Этим во многом объясняется что на ряде престижных улиц процент свободных торговых площадей остается на довольно низком уровне. Это Новый Арбат, Большая Дмитровка, Неглинная и др. С учетом того, что собственники сейчас, как никогда, готовы к диалогу с потенциальными арендаторами, есть возможность заключить взаимовыгодный договор и снять торговое помещение с отличной локацией к примеру, на Пятницкой или Пушечной улице, на Никитском бульваре или Кутузовском проспекте.

Свое влияние на то, что арендаторы уходят из топовых мест, оказывают и торговые центры, количество которых постоянно растет. Так, в первом полугодии 2015 года в Москве в строй вступили шесть крупных комплексов общей площадью почти 780 тыс. кв. м. Собственники ТЦ привлекают потенциальных партнеров гибкой арендной политикой, в том числе возможностью платить аренду в размере определенного процента с оборота. Поэтому часть ритейлеров перемещаются именно в торговые центры, а часть — просто меняют адрес, договариваясь с собственниками помещений формата стрит-ритейл на более выгодные для себя условия.